Наименование cетевого издания - www.tavrichnews.ru
Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра,
направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства.
Профилактика нарушений обязательных требований при осуществлении Управлением Росреестра по Омской области государственного надзора (контроля) является одним из новых приоритетных направлений в контрольно-надзорной деятельности.
В целях профилактики нарушений данных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (далее – Органы):
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих данным нарушениям, Органы осуществляют мероприятия по их профилактике в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Одним из видов профилактических мероприятий, направленных на реализацию территориальными органами Росреестра программы профилактики нарушений обязательных требований и выполнение плана-графика профилактических мероприятий Росреестра, является выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора) вправе объявлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии сведений о готовящихся нарушениях или признаков нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащейся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено) информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), безопасности государства, а также привели к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создали непосредственную угрозу возникновения указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, на требования, установленные муниципальными правовыми актами, на нормативный правовой акт, предусматривающий данные требования, а также содержать информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению данных требований.
В соответствии с пунктом 11 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 (далее – Правила составления и направления предостережения), при отсутствии возражений на предостережение юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляют в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Орган государственного контроля (надзора) использует указанное уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 14 Правил составления
и направления предостережения).
Необходимо отметить, что законодательством не предусмотрено проведение органом по контролю (надзору) контрольных мероприятий в случае непредставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения, в том числе не установлены меры ответственности за непредставление уведомления.
Предостережение о недопустимости нарушения закона юридических последствий для юридических лиц, которым оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него наступят в связи с нарушением обязательных требований, а не с неисполнением выданного предостережения.
В качестве профилактических мероприятий, осуществляемых Управлением Росреестра по Омской области в соответствии с утвержденным планом-графиком проведения профилактических мероприятий, Управлением в 2019 году выдано 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Российской Федерации.
В текущее время на постоянной основе проводятся совместные совещания с органами муниципального земельного контроля по вопросам мероприятий муниципального земельного контроля, консультации с подконтрольными субъектами, отнесенными к категории среднего и умеренного риска, в форме семинаров или телефонных «горячих линий», в средствах массовой информации публикуются разъяснения обязательных требований с акцентом на важность их соблюдения, на официальном сайте Росреестра размещаются материалы с ответами на вопросы о соблюдении обязательных требований и проведении проверочных мероприятий.
Татьяна Пашкурная,
главный специалист-эксперт отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра
по Омской области.
https://clck.ru/SsH5o - iOS
https://clck.ru/33SPN5 - Android