Наименование cетевого издания - www.tavrichnews.ru
Супругам Леониду Ивановичу и Валентине Федоровне Пятницким уже за 80 лет. Их семейному союзу 55 лет.
Прожита большая жизнь, полная самых разных событий, но все эти годы бережно хранят они память о своих рано погибших отцах и до сих пор скучают о них, родных и мало познанных папах Иване Федоровиче Пятницком и Федоре Григорьевиче Охрименко.
Детская память цепкая, но и она не в силах сохранить все воспоминания о временах, когда отцы и дети, пусть на короткий срок, но были вместе. Ценны и дороги эти мгновения. Леонид Иванович, рассказывая об отце, сдерживает эмоции. Говорит, что об отце помнит немного, – мал был.
- Запал в сердце эпизод – отец держит меня на руках, прислонившись к дверному косяку, - вспоминает Леонид Иванович, - наверное, это единственное, что напоминает мне о папе. Он погиб верный воинской присяге в боях за родную Украину 9 марта 1944 года. Похоронен в с. Новое Село Городокского района Львовской области.
Валентина Федоровна ни слез, ни эмоций не скрывает, будто бы вчера бежала к отцу через огороды, встречая с первой, финской, войны. Жила тогда семья Охрименко в Павлоградском районе. – Мало мой любимый папочка с семьей пожил, - говорит она. – Не успел с финской войны вернуться, в 1939 году это было, началась Великая Отечественная. Нужно было Родину защищать. 27 лет ему было, когда на фронт ушел. Молодой, красивый – я тогда маленькая была, а помню его хорошо, так его всегда не хватало. Остались я и мой братик Федя с мамой. Мне семь лет, ему два года было. Мама много работала, на своей корове пахала землю, сеяла, растила хлеб. Трудилась если не в поле, значит на ферме. И телятницей, и свинаркой работала. Была в составе правления, общественной работой занималась. Уважали ее в селе. Я оставалась на хозяйстве. В шесть утра она меня будила, говорила, что нужно делать, а сама шла на работу.
Зимой 1942 года после серьезного ранения отец Валентины Федоровны на 10 дней в отпуск приехал. Левая рука у него совсем не работала. Радости от встречи с любимым человеком было много не только для семьи Охрименко, но и для всего села. Почти все местные жители пришли поздороваться с Федором Григорьевичем, расспрашивали о своих родных, вдруг на фронте кого видел, а может и разговаривал. Не встречал он на войне своих земляков. Зато много лиха повидал.
– Папа сильно за маленьким Федей скучал, во всех мальчишках сына видел. Рассказал случай, что с ним на фронте произошел, - делится Валентина Федоровна воспоминаниями. – Говорит, зашли с товарищами в хату в какой-то деревне, а там мальчик – один, голодный, оборванный. Наварили солдаты картошки, накормили его и сами поели. Пошли задание секретное выполнять. А папа пожалел того мальчика, хотел на обратном пути его забрать с собой. Когда возвращались, зашли во двор той хаты, а фашисты мальчика убили. Он тогда едва сознание не потерял.
Медицинскую комиссию Федор Охрименко пройти не успел за время отпуска, хотя к службе явно был не пригоден, рука, как плеть, не действовала. По окончании отпуска отдал телогрейку, что под тонкой шинелькой носил, дочери, чтоб в школу ходила, а сам по морозу пешком отправился в Омск, на постоялый двор, оттуда – на фронт. Те, кто с ним там встречался, рассказывали его жене Александре Никитичне, что, уходя на фронт, плакал он. Видно, что-то предчувствовал. Осенью 42-го пришла похоронка, погиб сержант Охрименко 4 июня. Место захоронения не сообщили. Родные знали, что воевал он на Калининском направлении.
– В 1984 году я обратилась в Министерство обороны и военкомат с просьбой помочь разыскать могилу отца, - говорит Валентина Федоровна. – Пришел ответ, что похоронен он в братской могиле в деревне Хлебники Калининской области. Мы с мамой туда ездили. На могиле памятник установлен, школьники за ней ухаживают. Тяжелы воспоминания о тех годах, нет уже наших родителей, но теплится в нас память о них, таких дорогих и близких, любимых и единственных. Спасибо нашей районной администрации, главе района Юрию Ивановичу Постовому за то, что увековечена память наших близких людей в книгах, что выпускаются у нас, из серии «Это надо живым». Пока мы помним о прошлом – живет история нашей страны, а это дорогого стоит.
Елена МАЛАЯ. Фото Олега БАБИЕНКО.