Образование

Чего ждать от оптимизации?

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]
Категория: Образование
Опубликовано 28.04.2014 16:16
Просмотров: 1340

Очередная оптимизация системы общего образования в Таврическом районе сегодня самая обсуждаемая родителями школьников тема. Вопросов накопилось немало. Какие перемены произойдут в образовательных учреждениях в новом учебном году? Чего ожидать педагогам, школьникам и их родителям? – об этом мы попросили рассказать начальника управления образования Анатолия Таймре.


— Оптимизация общего образования в районе необходима,  она поможет разрешить ряд проблемных вопросов, привести все в соответствие действующему законодательству. Во-первых, согласно закону, образовательные учреждения не имеют права работать в две смены. У нас в Таврической первой и Ленинской средних школах занятия проводятся в две смены. Во-вторых, в рабочем поселке в первые классы учащиеся набираются по территориальному принципу, с учетом прописки ребенка, возможностей школы. Порядок такой: родители первоклассников обращаются в образовательное учреждение по месту прописки, например, в первую школу, но если там уже набраны два класс-комплекта по 25 учеников, то они получают отказ. По рекомендации управления образования ребенок определяется в Ленинскую школу или гимназию. Ко мне уже обратилось 18 человек с этой проблемой. Я, как родитель, понимаю, что зачастую водить ребенка в школу, расположенную далеко от дома, просто некому. Отпускать одного – опасно.
 Региональное министерство образования с каждым районом  предметно обсуждало варианты оптимизации. Нашему району было  предложено поискать внутренние резервы и возможности, чтобы улучшить положение в системе образования: повысить зарплату, уйти от второй смены, улучшить показатели участия школьников в  региональных и федеральных предметных олимпиадах, необходимо  углубленное изучение отдельных предметов.
 Все моменты оптимизации системы образования согласованы с главой района. Юрий Иванович Постовой обсуждал вопрос с губернатором и получил поддержку.
 Оптимизацию решено начать со школ райцентра. В чем она заключается? Все школы будут работать по-прежнему, но не как три юридических лица, а как одно. В трех школах будет один директор, несколько сократится административный аппарат. Это будет оптимизация не ради оптимизации, здесь есть четкий расчет. Уже в новом учебном году мы однозначно откажемся от второй смены в Таврической  первой и Ленинской школах. Это первое. Второе – создаем возможность принимать детей в первый класс по желанию родителей в ту школу, которая расположена ближе. Тем самым мы решаем проблему шаговой доступности образовательного учреждения для учащихся начальной школы. Третий важный вопрос, который оптимизация позволит решить положительно, создание в школах классов профильной направленности. Сегодня в школах райцентра максимум две параллели, соответственно, нет возможности создать несколько профилей.  Все мы помним, когда в Таврической средней школе №1 было более тысячи учащихся, там были математический, биологический, химический, физкультурный классы. И они давали результат, были победители олимпиад по различным предметам. Оптимизация позволит иметь в школе 5-6 параллелей, из них по желанию родителей, с учетом советов психолога, педагогов можно отобрать детей с математическим, гуманитарным или техническим складом ума и сформировать профильные классы. С целью профилизации разработана схема расположения классов по зданиям школ р.п. Таврическое и на сегодняшний день данная схема предполагает, что классы с 1-го по 9-ый будут располагаться во всех трёх школьных зданиях, а старшая ступень, т.е. 10-е и 11-е классы, будут сконцентрированы в здании гимназии.
 Четвертый важный вопрос — повышение заработной платы. Министерство образования ставит задачу повышения зарплаты педагогам на всех уровнях, но стоит вопрос ее увеличения и другим работникам учреждений, техперсоналу. Оптимизация поможет его решить. На сегодняшний день, если взять в совокупности все три школы райцентра, высвобождается порядка восьми класс-комплектов, т.е. это целая школа, завуалированная в трех образовательных учреждениях.  Мы понимаем, при наполняемости классов 13, 15, 17 человек – это три класса, но если сделать наполняемость 25 человек – это два класса. Уменьшается общая нагрузка по предметам на педагогов, средства соответственно высвобождаются. Экономический эффект с учетом всех направлений около 2 миллионов рублей. По расчетам, при нынешнем финансировании это позволит выполнить показатель по зарплате педагогов, а освободившиеся средства направить на повышение зарплаты техперсоналу.
 Опыт оптимизации образовательных учреждений у нас есть. Оптимизации проводились в 2008 и 2010 годах и позволили повысить зарплату учителям. У нас она самая высокая в области. Да, проходили они болезненно с сокращением штатных единиц. Не обойдется  без этого и нынче. Впрочем, сокращение штата у нас проходит ежегодно и не обязательно связано с оптимизацией. По расчетам Министерства образования, в год в нашем районе в системе общего образования число штатных единиц должно уменьшаться на 11 человек. Причем не оговаривается педагоги это или техперсонал. Специалисты и работники, попавшие под сокращение, должны быть трудоустроены. Варианты у нас есть разные, каждый из них будет рассмотрен.
 Понимаю, что в связи с вышеизложенным у родителей возникнет много вопросов. Управление образования готово к разговору, дискуссии. Мы запланировали своё участие в общешкольных родительских собраниях, которые уже в ближайшее время будут проводиться в школах районного центра. Для нас важна обратная связь, важно мнение родителей. Мы выслушаем все предложения, ответим на вопросы. Нам, как и вам, уважаемые родители, важно, чтобы дети получали качественное образование.

Записала Елена МАЛАЯ.